Испытание предательством

В Театре музыкальной комедии стартует первый сезон нового мюзикла «Граф Монте-Кристо» на музыку американского композитора Фрэнка Уайлдхорна. В преддверии премьеры, которая состоится 11 ноября, мы вспомнили, чем так привлекателен роман, и попросили исполнителей главных ролей ответить на три вопроса о том, какое место в их личной биографии занимает книга Александра Дюма.

1. Когда состоялось первое знакомство с романом Дюма, и изменился ли взгляд на произведение в свете предстоящей премьеры?

2. Легко ли было примерить образ героя, и в какой момент персонаж ближе — когда он Эдмон Дантес или когда уже граф Монте-Кристо?

3. Есть ли личный опыт пережитых испытаний, и что даёт силы справиться с тяжёлой жизненной сутацией?

Ростислав Колпаков:

1. Благодаря постановке в Театре музыкальной комедии я взял эту книгу в руки впервые. И могу сказать, что никогда ещё не читал приключенческий роман так внимательно. Конечно, мюзикл Фрэнка Уайлдхорна написан по мотивам романа. Это не дословный пересказ. И если в зале окажутся зрители, которые читали и перечитывали произведение Александра Дюма — особенно зрители старшего поколения, — они могут быть удивлены тем, какой стороной он откроется на сцене. Те же, кто, как и я, романа не читал, возможно, захотят обратиться к первоисточнику. Уже одно то, что после нашего спектакля может возникнуть желание познакомиться с этой книгой, — хорошо.

2. Я отождествляю себя с Эдмоном, когда он ещё юн и полон романтических надежд. Этот человек чист душой, честен и откровенен. Благородство и честь для него не просто слова. Поэтому самые сильные переживания душевного свойства он испытывает, находясь в заточении, — неведение для него страшнее, чем любое наказание. Конечно, герой испытывает целую череду внутренных изменений. Но через страдание, через заблуждение, через ошибки он всё равно возвращается к самому себе — тому, что был полон надежд, окружён любящими людьми, любим...

3. Не дай Бог никому пережить нечто подобное тому, что переживает герой — это же настоящий апокалипсис. На мою долю таких испытаний не выпадало. Конечно, любовные переживания были — да, но подлость, предательство — такого нет. Дюма написал свой роман на основе реальной истории, в которой, конечно, не было никакой романтической love story, но герой в финале погиб. Как автор, он переосмыслил документальный эпизод, раскрасил его дополнительными красками. Но такая история могла бы произойти в любое время. Вопросы человеческих взаимоотношений, политика не имеют срока давности. Люди предают друг друга и в крупных делах, и по мелочам. Особенно в тех вопросах, когда речь идёт о власти и деньгах. Если говорить о том, что помогает пережить жизненные испытания, то отвечу прямо: люди, в которых мы нуждаемся. Жить для себя мне неинтересно. Важнее и интереснее жить ради кого-то.

Кирилл Гордеев:

1. Первая моя встреча с романом произошла в юности, во время учёбы в ГИТИСе. Некоторое время спустя, когда меня пригласили принять участие в постановке мюзикла «Я — Эдмон Дантес», который выпускал Егор Дружинин в Москве, роман пришлось перечитать. Естественно, с акцентом на тех персонажей, которых мне предстояло сыграть: Максимилиана Морреля и, несмотря на мой юный тогда возраст, Фернана-старшего. Сейчас, перечитывая роман перед премьерой в Театре музыкальной комедии, конечно, выделял линию Эдмона и его альтер-его — Монте-Кристо. Но могу сказать по опыту работы в разных проектах, трактовка главного героя практически не претерпевает изменений. Хотя каждый из авторов, перенося произведение на сцену, предлагает своё решение. И мы, артисты, должны быть готовы принять и оправдать возможные изменения. Даже если речь идёт о возможном альтернативном финале.

2. Мне кажется, персонаж, придуманный Дюма, со всеми его противоречиями и внутренними борениями, близок многим. Конечно, это художественное произведение, и все ситуации и реакции гиперболизированы. Но в жизни все мы немножко «Вильфоры» и «Данглары». И я бы не разделял героя на «до» и «после». Хотя именно благодаря художественной форме мы можем взглянуть на самих себя и попытаться осознать свои собственные ошибки. Единственное, что могу добавить: возмездие должно быть уделом не человека, а высших сил.

3. По стечению обстоятельств испытание предательством настигло меня как раз в тот жизненный период, когда я, будучи студентом, только что прочитал роман Дюма. И в тот момент, когда во мне проснулся Монте-Кристо, я сам себя одёрнул, переборол и не стал совершать непоправимых поступков. Важно простить. А вообще, я уверен, что зло возвращается бумерангом. И за свои поступки рано или поздно придётся ответить. Путь мести слишком прост. Гораздо труднее научиться прощать. Перебороть своё эго, найдя опору в свете. А свет — это и любовь, и саморазвитие, и самоотдача. Главное — не впадать во мрак депрессии и не сдаваться.

Интересные факты:

— «Графа Монте-Кристо» Александр Дюма написал в 1844-1845 годах. После публикации роман имел неслыханный успех. Доход от тиражей и театральных постановок позволил автору до конца дней вести более чем безбедную жизнь. Да что говорить — он смог построить себе замок в Порт-Марли (Le Port-Marly), который назвал Монте-Кристо.

— Монтекристо (в переводе с итальянского «гора Христа») — остров в Средиземном море площадью чуть больше 10 квадратных километров. С 16 и до конца 19 века он служил пристанищем пиратов и контрабандистов. Что, естественно, породило слухи о спрятанных на острове несметных сокровищах. В настоящее время территория острова закрыта для посещения. На ней проживает только смотритель с семьёй.

— Роман пережил множество экранизаций, первая из которых датируется 1908 годом. Киноведы особенно выделяют версию 1954 г с Жаном Маре в главной роли. А российским зрителям наверняка памятны многосерийный фильм «Узник замка Иф» и телевизионный сериал «Фаворский», повторяющие сюжетные схемы романа.

— Премьера мюзикла «Граф Монте-Кристо» Фрэнка Уайлдхорна состоялась 14 марта 2009 г в Театре Санкт-Галлен в Швейцарии. Либретто проекта написано по мотивам одноимённого романа А.Дюма постоянным соавтором композитора Джеком Мёрфи. При создании музыкального образа главного героя композитор ориентировался на блестящего немецкого актёра Томаса Борхерта, который и исполнил роль Эдмона Дантеса/графа Монте-Кристо на швейцарской премьере мюзикла.

— Александр Дюма в 1858-1859 годах путешествовал по России и в том числе посетил Петербург. Итогом путешествия стал объёмный труд «Путевые впечатления. В России», в котором автор оставил вызывающее послание потомкам, написав: «Я не знаю странствия более лёгкого и покойного, чем путешествие по России».

Дина КАЛИНИНА
Фото Елены МУЛИНОЙ

Журнал «На Невском»
Выпуск №10 (249), октябрь 2017 г